Теоретические основы и нормативное регулирование конкуренции в телекоммуникациях

Законодательство Российской Федерации в области сотовой связи основывается на Конституции и Гражданском законодательстве, состоит из Федерального закона от 07.07.2003г. № 126-ФЗ «О связи» и иных федеральных законов. В ходе изучения влияния правовых аспектов деятельности по оказанию услуг сотовой связи на формирование бухгалтерской информации были выявлены особенности договора об оказании услуг: консенсуальность, двусторонность и возмездность.

В соответствии с пунктом 1 статьи 44 Закона № 126-ФЗ «О связи» в ред. от 29.04.2008 N 58-ФЗ на территории Российской Федерации услуги связи оказываются операторами связи пользователям услугами связи на основании договора об оказании услуг связи, заключаемого в соответствии с гражданским законодательством и правилами оказания услуг связи. В пункте 1 статьи 45 Закона № 126-ФЗ «О связи» установлены особенности оформления договорных отношений с физическими лицами.

Статья 46 Федерального закона «О связи» № 126-ФЗ гласит, что оператор связи обязан:

— оказывать пользователям услугами связи услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, национальными стандартами, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи;

— руководствоваться при проектировании, построении, реконструкции и эксплуатации сетей связи нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области связи, осуществлять построение сетей связи с учетом требований обеспечения устойчивости и безопасности их функционирования. Связанные с этим расходы, а также расходы на создание и эксплуатацию систем управления своих сетей связи и их взаимодействие с единой сетью электросвязи Российской Федерации несут операторы связи;

— использовать сети электросвязи, подлежащие регистрации для оказания услуг связи только после регистрации этих сетей электросвязи;

— соблюдать требования, касающиеся организационно-технического взаимодействия с другими сетями связи, пропуска трафика и его маршрутизации и устанавливаемые федеральным органом исполнительной власти в области связи, а также требования к ведению взаиморасчетов и обязательным платежам;

— представлять статистическую отчетность по форме и в порядке, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

— предоставлять по запросам федерального органа исполнительной власти в области связи для реализации его полномочий информацию, в том числе о техническом состоянии, перспективах развития сетей связи и средств связи, об условиях оказания услуг связи, услуг присоединения и услуг по пропуску трафика, о применяемых тарифах и расчетных таксах, по форме и в порядке, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Оператор связи обязан создавать условия для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам связи, предназначенным для работы с пользователями услугами связи, в том числе к местам оказания услуг связи и местам их оплаты на объектах связи.

Оператор связи в целях информирования пользователей услугами связи о действующей на его сети связи нумерации обязан создавать систему бесплатного информационно-справочного обслуживания, а также предоставлять на платной основе, исходя из экономически обоснованных затрат, сведения об абонентах его сети связи организациям, заинтересованным в создании своих систем информационно-справочного обслуживания. [2]

Детализацию гражданско-правовых понятий, используемых в отрасли связи, представляют собой правила оказания услуг связи. Законодательное регулирование договора на оказание мобильных услуг представлено автором в виде схемы (рис. 1.1).

Рисунок 1.1 — Законодательное регулирование договора на оказание услуг сотовой связи [5, c. 84]

В работе исследованы гражданско-правовые отношения, возникающие между взаимодействующими операторами сетей электросвязи, участвующими в обеспечении единого технологического процесса предоставления услуг. Предметом договора о межсетевом взаимодействии являются правоотношения по предоставлению оператором, имеющим лицензию на услуги местной телефонной связи, абоненту своей сети возможности пользоваться услугами междугородной и международной связи, которые будут оказываться операторами связи, имеющими соответствующие лицензии. Поскольку предмет обязательства — услуга связи — неделим, в ходе исследования был сделан вывод о том, что операторы фактически являются соисполнителями при оказании услуг мобильной связи. [6, c. 5-7]

Конституцией Российской Федерации (статья 71) [1] федеральная связь отнесена к ведению Российской Федерации. Сфера телекоммуникаций, являясь составной частью отрасли «Связь и информатизация», также находится в исключительном ведении Российской Федерации. Таким образом, вопросы правового регулирования рынка телекоммуникационных услуг на территории Российской Федерации отнесены к компетенции федеральных органов.

Действующая система правового регулирования рынка телекоммуникационных услуг включает в себя нормативные правовые акты общего и специального характера. Эти акты в совокупности регулируют процессы формирования и развития рынка телекоммуникационных услуг, деятельность участников рынка, а также устанавливают полномочия государства в отношении регулирования рынка телекоммуникационных услуг.

В состав актов специального характера, связанных с регулированием рынка телекоммуникационных услуг, входят нормативные правовые акты, охватывающие, в частности, следующие вопросы: собственность на сети и средства связи, конкуренция, антимонопольное регулирование, лицензирование, сертификация, присоединение сетей, тарифное регулирование, деятельность органов регулирования отрасли «Связь и информатизация», распределение ограниченных ресурсов, национальная безопасность в области связи.

К настоящему времени в Российской Федерации сформировалась система нормативного правового регулирования отрасли «Связь и информатизация», которая обеспечивает развитие и функционирование рынка телекоммуникационных услуг и баланс интересов пользователей этих услуг и операторов связи.

Однако существующая система правового регулирования рынка телекоммуникационных услуг имеет ряд серьезных недостатков. К их числу следует отнести:

— ограничение рыночного потенциала традиционных операторов связи и создание неравных условий на рынке для традиционных и новых операторов;

— отсутствие эффективных механизмов, регулирующих деятельность по оказанию услуг присоединения;

— отсутствие последовательности в реализации принципов тарифного регулирования, установленных государством;

— отсутствие гарантий и механизма реализации права граждан Российской Федерации на доступ к сети связи общего пользования независимо от их местонахождения и уровня доходов;

— недостаточная защита национальных интересов при решении вопросов участия иностранных инвесторов в развитии национальной телекоммуникационной инфраструктуры.