Литературный обзор по отечественному и зарубежному опыту в организации технической эксплуатации машин в строительных организациях и фирмах

Рост механовооруженности строительных работ, увеличение мощности машин, совершенствование систем привода и управления, внедрение автоматических систем, гидравлики, пневматики и электроники создают условия, при которых правильное техническое содержание машин и надлежащая их эксплуатация под силу только специализированной организации. Поэтому в настоящее время парк машин строительных организаций в основном сосредоточен в специализированных управлениях механизации.

Основными задачами управлений механизации являются: полное использование строительных машин, находящихся в их ведении; организация их работы; организация технической эксплуатации машин; руководство деятельностью ремонтных мастерских и баз механизации; концентрация машин в первую очередь на пусковых и особо важных строительных объектах; осуществление комплексной механизации и автоматизации строительных работ, внедрение в строительство новых видов машин и механизмов.

 Российские ученые и инженеры по разному подходят к решению проблем связанных с совершенствованием технической эксплуатации машин и организации технического сервиса. Однако, их мнения по поводу уровня организации технической эксплуатации и технического сервиса парка машин в дорожно-строительных организациях во многом схожи.

Так,  С.Н Николаев в своей статье «Организация высокоэффективного технического сервиса строительных, дорожных и грузоподъемных машин» [2] говорит о том, что в последние годы уровень организации технического сервиса на большинстве российских строительных предприятий существенно не изменился по сравнению с «советским периодом». Улучшение организации технического сервиса наблюдалось у тех строительных организаций, кто приобрел технику у ведущих зарубежных производителей и тесно контактировал с их дилерами. По его мнению, высокоэффективный сервис преимущественно распространен в развитых странах (США, Японии, Германии и др.).

Далее  автор подробно рассматривает особенности организации высокоэффективного технического сервиса в строительных и дорожных предприятиях.  Автор делает вывод, что высокоэффективный сервис невозможен без организации эффективной системы управления парком машин.

Производственные возможности строительно-монтажного предприятия в значительной мере определяются составом применяемой техники и уровнем

 

использования ее потенциальных возможностей. Большинство российских предприятий несет значительные потери прибыли из-за недостаточно эффективных решений по составу применяемого парка техники и  организации его использования.

В зарубежной практике широкое распространение получили «Системы управления парком техники» [2]. Создание такой системы обеспечивает высокий уровень использования парка техники.

Подход к созданию новой системы управления парком машин или совершенствование существующей включает в себя следующие этапы:

1. Установление потребности в совершенствовании парка техники.

2. Разработка политики и целей предприятия в области развития парка техники.

3. Установление процессов и ответственности, необходимых для достижения целей в области развития парка техники.

4. Разработка методов для измерения результативности и эффективности каждого процесса.

Обычно «Система управления парком техники» (СУПТ) охватывает 6 взаимосвязанных процессов. К ним относятся:

1.Формирование парка техники (рациональный состав по количеству, видам, типоразмерам, моделям и возрасту).

2. Использование парка техники.

3. Организация сервиса парка машин.

4. Обеспечение запасными частями.

5. Финансовое обеспечение.

6. Информационное обеспечение.

Для того чтобы все процессы успешно функционировали, им в рамках СУПТ должны быть поставлены взаимосвязанные цели и обеспечены условия для успешного их достижения.

В целях помощи в решении проблемы совершенствования технической эксплуатации Госстрой России выпустил в 2003 году «Методические указания по разработке и внедрению системы управления качеством эксплуатации строительных машин» (МДС 12-12.2002), предлагающие подходить построению системы технической эксплуатации с учетом положений стандартов ИСО 9000. Именно на основе этих международных стандартов создаются западные системы комплексного управления основными фондами (Enterprise Asset Management — ЕАМ), применяемые и в области эксплуатации строительных машин. Построение ЕАМ-систем осуществляется на основе новейших достижений науки и техники.

Современное строительное производство характеризуется непрерывным повышением темпов возведения сооружений, появлением новых строительных технологий, что вызывает необходимость в значительных количественных и качественных изменениях средств механизации строительства и выдвигает требования к совершенствованию системы их технической эксплуатации.

Репин С.В. в своей работе «Методология совершенствования системы технической эксплуатации строительных машин» [3]  так характеризует

 

 изменение средств механизации и состояние парка машин в строительных организациях: динамика средств механизации строительства проявляется, с одной стороны, в росте численности парка техники, усложнении конструкции и появлении новых видов машин, ускорении темпов обновления парка. С другой стороны, наблюдается старение состава техники в отдельных организациях, не имеющих средств для обновления парка. Так, в значительной части управлений механизации (УМ) доля машин с истекшим сроком службы достигает 90 %, а разброс сроков службы достигает десять и более лет.

Эффективное применение такого разновозрастного парка с широкой номенклатурой машин требует дифференцированного подхода к организации его технической эксплуатации, повышения адаптивности системы технической эксплуатации к новым видам машин и условиям использования, непрерывного совершенствования методов и средств обеспечения работоспособности. Однако, снижение показателей эксплуатации строительных машин (СМ) указывает на недостаточный уровень развития системы технической эксплуатации. Так, в строительных организациях Санкт — Петербурга внеплановые простои машин достигают 30 % фонда рабочего времени, имеет место повышение аварийности техники, а значительные затраты на обеспечение работоспособности машин делают их эксплуатацию низкорентабельной. Причем схожая ситуация наблюдается как в относительно благополучных строительных фирмах с молодым парком техники, так и в существующих на грани выживания УМ. В сравнительно молодых и преуспевающих предприятиях имеется отставание развития материально-технической и технологической базы от роста парка техники, а объем услуг специализированных сервисных и фирменных центров недостаточен. В управлениях механизации, традиционной форме предприятий по эксплуатации строительных машин, причиной простоев техники являются в основном частые поломки из-за изношенности парка машин, низкого уровня организации технической эксплуатации.

Для решения подобных проблем в ряде строительных организаций города Санкт — Петербурга (ОАО «Метрострой», Управление механизации № 6) была внедрена Информационная автоматизированная система управления технической эксплуатацией, разработанная С.В. Репиным. Система обеспечивает выполнение всего комплекса работ по управлению эксплуатацией, техническим обслуживанием и ремонтом (ТО и Р) объектов, в том числе:

1. Ведение списка парка машин с  учетом  по каждой единице: наработки (в часах, километрах пробега, тоннах переработанного груза), мероприятий по диагностированию и ТО и Р, простоев, отказов, замены узлов, выручки и затрат, работы машинистов;

2.Автоматизация процессов: планирования и контроля выполнения мероприятий диагностирования, ТО и Р; формирования ремонтных ведомостей; прогнозирования остаточного ресурса; оптимизации сроков службы;

3. Определение потребности в материалах и запчастях из плана работ на период, формирование заявок на запасные части;

 

4. Управление складом: ведение карточек учета товаров, регистрация мест их хранения, учет движения товара и минимального запаса, получение данных об оперативных остатках.

Эксплуатация землеройно-транспортных и в особенности грузоподъемных машин (ГПМ), отработавших нормативный срок службы, связана с повышенной опасностью для производственного персонала и приводит к заметному увеличению количества аварий (из-за разрушения металлоконструкций). Нормативный срок службы, предусмотренный заводами изготовителями, устанавливается для определенного режима эксплуатации  ГПМ. Фактический режим работы, как правило, владельцы кранов не отслеживают.

Диагностика несущих металлоконструкций ГПМ как опасных производственных объектов актуальна после выработки ими нормативного срока службы. Существует много различных методов неразрушающего контроля, которые применяют для обнаружения дефектов металлоконструкций (ультразвуковые, вибрационные,  капиллярные). Все они обладают определенными преимуществами и недостатками. Наиболее соответствующим задаче контроля металлоконструкций ГПМ является магнито — упругий метод (МУМ), отличающийся уникальной оперативностью, высокой чувствительностью, простотой аппаратуры и методики. Технически МУМ реализуется с помощью измерителя, состоящего из датчика и блока преобразования. Этот метод дает возможность проследить связь зарождения и развития усталостных повреждений с трансформирующимися  в ходе эксплуатации полями деформаций и напряжений. Данный метод получил широкое распространение  в Японии, в фирмах занимающихся производством, эксплуатацией и модернизацией грузоподъемных машин и механизмов.

Зарубежный опыт организации технического обслуживания  строительных машин рассматривает В.П. Чмиль в своей работе «Гидропневмопривод» [4]. По его мнению, для современного международного рынка машин и оборудования характерна тенденция не только повышения технического уровня предлагаемых изделий, но и серьезная работа над комплексом услуг, оказываемых потребителю в процессе их использования. Проектированию машин теперь предшествуют тщательное изучение применения и условий эксплуатации аналогичных изделий, а также строительство, при необходимости, сети станций технического обслуживания, ремонтных мастерских, складов запасных частей и т. д. Получило распространение оснащение станций технического обслуживания современным диагностическим оборудованием. Диагностические линии, приборы, стенды позволяют наглядно и точно установить появление дефектов, нарушение регулировки. Большое значение фирмы-изготовители придают организации ТО машин в пределах гарантийного срока их эксплуатации. При этом ставится цель обеспечить безотказную работу машины в течение всего срока гарантии, и само понятие гарантии означает, что завод-изготовитель заверяет потребителя в надежности машины, а не в своевременном и безвозмездном устранении дефектов.

С целью поддержания репутации, фирмы-изготовители вводят гарантированные регулярные осмотры машин инспекторами-консультантами, обладающими большим опытом работы, как по производству изделий, так и по их техническому обслуживанию. Фирмы-изготовители предпочитают использовать специалистов для определенного вида работ по регулировке и наладке механизмов вместо механиков-универсалов. Выделены группы специалистов-диагностов, другие группы специалистов ведут наблюдение за смазкой и заправкой машин, за состоянием шин и ходовой части и т. д.

В настоящее время к планированию и определению содержания работ по ТО привлекаются конструкторы машин и технологи. Это позволяет определить дета- ли и механизмы, подверженные наиболее интенсивному износу, который может

вызвать ускоренный износ других деталей, либо нарушение регулировки механизмов, сопровождающееся преждевременным отказом машины. Выявляются так называемые «критические» детали, составляются карты возможного износа, определяются необходимые сроки контроля, замены и регулировки, разрабатываются рекомендации для обслуживающего персонала.

Во многих странах фирмы-изготовители машин создают технические центры, которые, не являясь производственными предприятиями по ТО и ремонту машин, предназначены для организации и координации деятельности агентских специалистов фирмы-изготовителя.

В связи с тем, что особенности эксплуатации строительных машин обусловливают проведение ТО в местах их работы, фирмы-изготовители широко используют подвижные средства технического обслуживания.

Стремление дифференцировать работы по отдельным специальностям отразилось на конструировании и оснащении подвижных средств ТО, специализированных по обслуживанию гидравлических систем, систем смазки и других. Большое значение придается технической документации, наглядности, удобству использования инструментов и приспособлений. Основное содержание инструкций и руководств составляют красочные рисунки, фотографии, показывающие приемы работ, инструмент, приспособления и их использование.

Список использованных источников

1. СТО СГУПС 1.01 СДМ. 01-2007. Система управления качеством. Курсовой и дипломный проекты требования к оформлению.

2. Николаев С.Н. Организация высокоэффективного технического сервиса строительных, дорожных и грузоподъемных машин // Вестник МС Консалтинг. 2010. № 1. С. 13-16.

3. Репин С.В. Методология совершенствования системы технической эксплуатации строительных машин. Автореферат диссертации. СПб., 2008. 14 с.